«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ДШИ»

Поступление ребенка в детскую школу искусств на музыкально-инструментальные
отделения является серьезным и ответственным шагом не только для него самого, но
и для его родителей. Для того, чтобы он успешно справлялся с новыми, непростыми
для него заданиями, чтобы развитие его музыкальных способностей шло успешно,
очень важно с первых шагов помочь ему в этом.
Именно в первые месяцы важно суметь не только увлечь ребенка музыкальными
занятиями, но и выработать у него привычку трудиться, тем самым, заложив
фундамент для успешного обучения все последующие годы. Не только от
преподавателей, но и не в меньшей мере от самих родителей зависит — насколько
успешно будет ребенок учиться в музыкальной школе.
Хочется обратить внимание на те, важные моменты в организации домашних
заданий, зная и выполняя которые каждый из родителей сможет помочь своему
ребенку в изучении искусства музыки. Не жалейте времени и силы на то, чтобы
успехи в этом непростом, но очень благодарном деле радовали и самого ребенка, и
вас — родителей, и, конечно, нас — учителей.
1. Домашние занятия должны быть подчинены определенному режиму, то есть
важнейшее значение для ребенка имеет расписание. Целесообразнее всего посвящать
занятиям музыкой время перед приготовлением уроков для общеобразовательной
школы, чем после них, т.к. переключение внимания отразится благоприятно на
обоих занятиях. Разумеется, должны соблюдаться условия для успешных занятий
ребенка, выключен телевизор, не должно быть шумных разговоров вокруг.
2. Длительность занятий. Продолжительность домашних занятий зависит от
индивидуальности ученика, а также от его возраста. Учитывая большую
утомляемость детей младшего школьного возраста, 30 минут в день достаточно для
детей 6-7 лет. Для более старших учащихся продолжительность занятий составляет
1,5-2 часа в день с перерывами на отдых. На начальном этапе обучения родителям
необходимо выполнять домашнее задание вместе с ребенком, внимательно читая
задание в дневнике. Обязательно следите за записями в дневнике! Приучите ребенка
к тому, что дневник регулярно просматривается.
3. Один из главных моментов в организации домашних занятий — они должны
быть систематическими, ежедневными! Только регулярность приносит пользу. Если
ребенок занимается только перед уроком, такая работа малоэффективна, потому что
многое из того, что достигнуто совместными усилиями ученика и педагога на уроке
теряется. Чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям требуется проявить
волю и усилия как самого ребенка, так и родителям. Всегда знайте, даже если
позаниматься 20 минут — будет сделан маленький, но шаг вперед!
4. Отдельно хочется коснуться рабочего места юного музыканта. Это важный
момент, поскольку имеет конкретные требования. Так к примеру, у пианистов стул
должен быть удобным, устойчивым, подходящим по высоте, при необходимости
использовать подставку. В маленьком возрасте используется подставка под ноги.
5. Дошкольники и первоклассники редко бывают способны к длительной
сосредоточенной работе, их внимание еще неустойчиво. Преподаватель знает об
этом и учитывает возрастные и индивидуальные особенности. При домашних
занятиях также важно не заставлять ребенка подолгу заниматься чем-то одним в
течение долгого времени. Лучше позаниматься 15-20 минут, внимательно, затем
сделать небольшой перерыв и снова вернуться к занятиям.
6. На начальном этапе обучения особое внимание следует уделять рукам,
постановке игрового аппарата. Нужно постоянно заставлять ребенка следить за
руками, как этого требует преподаватель. Сначала этот процесс будет требовать
усилий со стороны ребенка. Позднее он перерастет в обычный естественный, и если
ранее было не все верно сделано, все упущения в постановке игрового аппарата
будут сказываться на исполнении. Ребенок будет чувствовать неудобства, возникнут
сложности в техническом отношении.
7. Инструмент. Покупая инструмент помните, вы приобретаете музыкальный
инструмент, а не мебель. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, чтобы
не купить некачественный инструмент. Если речь идёт о фортепиано, очень
нежелательно покупать синтезатор или электрическое пианино, как бы продавцы вас
не убеждали, что это то же самое, что и механическое пианино и даже лучше, не
верьте! В зависимости от качества его нужно настраивать 1-2 раза в год. Приучайте
ребенка бережно относиться к своему инструменту, ухаживать за ним.
8. Говоря о подготовке к выступлению, будь то концерт или экзамен, полезно
дома устраивать мини-концерт. Усаживайте в комнате всю семью, и пусть ребенок
играет всю программу. Ребенок должен постоянно ощущать неподдельную
заинтересованность в своих успехах с вашей стороны. Просите ребенка время от
времени поиграть вам и обязательно внимательно прослушайте все, что он вам
захочет исполнить. Не забудьте похвалить его, поощрить, если вы смогли услышать
в исполнении вашего ребенка желание понравиться вам, порадовать своими
успехами.
Итак, продуктивность домашней работы зависит, с одной стороны, от отношения к
ней ученика, его заинтересованности, активности, сознательности, самоконтроля; с
другой — от правильной его организации: регулярности, планомерности, правильного
чередования работы и отдыха и благоприятных условий для занятий.